Как выбрать люстру?
Мало кто знает, что люстра является французским изобретением. И что бы там не говорили, но до сегодняшнего дня более удобный светильник, освещающий всё помещение и имеющий отличный декоративный вид, так и не был изобретён. Большое разнообразие видов даёт возможность подобрать люстру под любой интерьер. На Ваш выбор предоставляются люстры из широчайшего ассортимента – современные и классические, украшающие кухню и гостиную, изготовленные и различных материалов – от стекла и хрусталя, до ткани и дерева. Среди такого множества люстр, предлагаемых магазинами светотехники, важно избрать ту самую, которая будет гармонично выглядеть в Вашей комнате. Но это задача не из простых, и в данной статье мы постараемся дать Вам представление обо всём разнообразии люстр и дать некоторые рекомендации по их выбору.
Базовые типы люстр делятся на три категории: классические люстры, люстры-подвесы и припотолочные люстры. Однако на сегодняшний день уже создано большое количество подтипов данных осветительных приборов. Так, к примеру, современные люстры могут иметь вид как припотолочного плафона, так и подвеса. Бурное воображение дизайнеров сгенерировало огромное количество промежуточных вариантов люстр. Чтобы рассмотреть всё их разнообразие, необходимо написать целую монографию на данную тематику, поэтому давайте рассмотрим только основные виды.
Классические люстры
Большинству из нас при слове «люстра» первым делом приходит на ум именно образ её классического варианта. Они торжественны и нарядны, именно по этой причине классические люстры придают любой комнате праздничный вид с небольшой изюминкой помпезности. Плафоны, установленные на таких люстрах, имеют элегантные и плавные формы, порой можно встретить плафоны, выполненные в форме бутонов либо цветов. Материалы, применяемые для изготовления классических люстр, традиционны – это стекло, металл и, несомненно, хрусталь.
Хрустальные люстры достойны отдельного разговора. Впервые хрусталь начали применять для изготовления светильников в чешской Богемии, когда на дворе господствовал стиль барокко XVII века. Спустя какую-то сотню лет люстры, изготовленные с применением богемского хрусталя покорили всю Европу и с того времени начали считаться непременным атрибутом роскошного интерьера. Грани из хрусталя отражают и усиливают свечение ламп, однако стоит взять на заметку, что блики от хрустальной люстры утомляют глаза.
Ещё одной разновидностью классической люстры можно считать «люстру со свечами». Данный светильник прежде всего предназначен для мечтателей и романтиков, ему под силу превратить банальную гостиную в бальный зал. Подобные люстры оснащаются лампами, имеющими цоколь типа Е14, мощность которого невелика, но из-за того, что этих ламп достаточно много (обычно восемь) уровень освещения практически не страдает.
В последнее время на территории стран СНГ строится всё большее количество домов с высокими потолками, благодаря этому люстры, которые вышли из употребления в 80-х годах прошлого века, обретают новую жизнь. Классические люстры наилучшим образом смотрятся в интерьерах классического стиля, обязательным условием для которых является высота потолка, которая должна составлять не менее трёх метров.
Люстры-подвесы
Люстры-подвесы включают в свой состав один или два плафона, прикрепленные на длинном шнуре или струне. Обычно эти люстры имеют разноцветные плафоны, изготовленные из пластика, стекла или ткани. Люстры-подвесы, как правило, имеют разнообразные формы, поэтому их удобно использовать в любом помещении, особенно на кухне, в столовой, то есть в тех комнатах, где есть необходимость в ярком и качественном освещении. Если выбирать люстры небольшого размера, можно повесить не одну цветную люстру, а несколько разных, таким образом, Вы создадите неповторимую атмосферу в помещении.
Одной из разновидностей подвесных люстр является светильник с абажуром, который получил признание ещё в начале прошлого века. Абажур зачастую изготовляют из пластика или ткани, в редких случаях – из металла. Недостатком люстры с абажуром является то, что сквозь плотный материал абажура проходит меньше света, чем через прозрачный плафон. Такие светильники, скорее созданы для создания уютной домашней атмосферы в гостиной комнате, спальне, кухне, которые выполнены в стиле модерн или в деревенском дизайне. Освещение, которое проходит сквозь пластик или ткань, способно придать комнате загадочный и романтичный вид.
Припотолочные люстры
В небольших комнатах, в которых имеются низкие потолки, желательно установить припотолочные люстры. Особо компактными размерами обладают припотолочные плафоны, относящиеся к той же категории, которые создают визуальное увеличение пространства комнаты по причине своей «невидимости». Плафоны изготовляются из стекла или пластика и обычно имеют геометрические формы – от параллелепипеда до шара. Люстры данного типа замечательно подойдут для ванны, детской или прихожей. Среди недостатков был замечен только один – для того, чтобы сменить лампочку, необходимо снять плафон. Пропускание света через плафон напрямую зависит от его прозрачности. На рынке встречаются и разноцветные плафоны, однако к их покупке следует подходить с осторожностью, поскольку цветовая гамма, проецируемая таким плафоном, может влиять на самочувствие и настроение людей, находящихся в данном помещении. Синий и фиолетовый спектр излучения угнетают, оранжевый и красный возбуждают, а зелёный и голубой снижают давление и успокаивают.
Ещё одним декоративным вариантом освещения маленькой комнаты можно считать припотолочную люстру со световым потоком, направленным вверх. Обычно такие люстры формируются из трёх-четырёх ламп, у которых плафоны направлены вверх. Данные осветительные приборы могут обеспечить максимально комфортный уровень освещения, поскольку свет в данном случае не бьёт в глаза. Отражаясь от потолка, световой поток равномерно рассеивается по помещению. Одной из разновидностей данного типа светильников является спот, который представляет собой металлическую конструкцию, оснащённую несколькими светильниками с возможность вращения. Споты, прежде всего, удобны тем, что Вы сами можете регулировать направление света, включая либо одну из ламп, либо все вместе, в зависимости от нужды.
Современные люстры
Вся вышеперечисленная классификация люстр не может описать всё возможное разнообразие данных осветительных приборов, которые придумали и продолжают выдумывать современные дизайнерские гении. На сегодняшний день прослеживается тенденция создания люстр, где традиционные материалы типа хрусталя или стекла применяются для создания экзотических форм. К таким светильникам можно отнести люстры с необычайными геометрическими формами и лампы, которые объединяются одним каркасом. Большинство современных люстр можно смело охарактеризовать как настоящие шедевры дизайнерского искусства, и они легко могут стать одним из основных украшений Вашей комнаты.
Однако прежде чем приобретать приглянувшуюся люстру, желательно иметь представление о некоторых технических особенностях этих осветительных приборов.
Рекомендации по выбору люстры
Вначале необходимо рассчитать необходимый Вам уровень освещённости. С вычислением мощности люстры справится даже школьник: необходимо суммировать мощность всех работающих лампочек. Дизайнерами рекомендованы следующие среднестатистические мощности: для кухни нужна мощность приблизительно 150 Вт, для гостиной чуть побольше – 150-300 Вт. Цвет интерьера серьёзно влияет на яркость освещения. Тёмные поверхности отражают световой поток меньше, поэтому, чем темнее стены и потолок, тем большая мощность люстры требуется.
Тип потолка также влияет на выбор люстры. Встречаются люстры потолочного крепления и крючковые. Первые монтируются на потолок посредством специальной скобы либо сквозь корпус. Они являются оптимальным вариантом для подвесных потолков. Крючковые люстры необходимо подвесить за крючок, крепящийся к потолку. Данный тип люстр, к которым относятся классические, подвесные и некоторые виды современных светильников, наиболее подходящий для бетонных потолков.
Отдельного внимания заслуживает интерьер, в котором планируется установка люстры. Не стоит полагать, что весь интерьер следует создавать в одном стиле – на сегодняшний день такой подход неактуален. На данный момент общая тенденция следующая: стиль интерьера, мебели не должен иметь решающее значение при выборе осветительных приборов. По крайней мере, так заверяют ведущие отечественные дизайнеры. Покупатель, выбирая люстру, должен следовать следующему правилу – люстра просто должна ему нравиться. И покупатель должен понимать это в первую очередь, поскольку жить в свете этого прибора предстоит именно ему, а не дизайнеру и не продавцу, которые потенциально могут повлиять на потребительский выбор. Поэтому не стоит смущаться, если к интерьеру в стиле хай-тек Вы выбрали модерновую люстру, просто покупайте и вешайте. Даже в таком случае гармония комнаты нарушена не будет, да и жёсткая стилистика приказала долго жить. Несомненно, лейтмотив присутствовать должен, и бросаться в крайности тоже нет нужды, модерновый интерьер таковым и должен оставаться, но определённые «вольности» всё же можно себе позволить.
На что ещё следует обратить внимание при покупке люстры, так это на её функциональность. Достаточным уровнем освещения считается показатель 20-25 Вт на один квадратный метр комнаты. Дальше уже следует опираться на практические соображения, то есть Ваши предпочтения относительно прямого и отражённого света. Нынче симпатичной люстрой удивить уже практически невозможно, а вот возможностями, которыми та оснащена – вполне реально. За рубежом практически не применятся способ освещения помещения при помощи одной люстры, иностранцы разбивают комнату на зоны с помощью света. Кроме того, за границей не принято включение люстры лишь наполовину (из 6 лампочек работали бы только 3, как это у нас обычно бывает), зарубежные люстры просто «физиологически» не способны на это. Данный факт, к слову, сильно удивляет отечественных покупателей, по этой причине и были изобретены диммеры, позволяющие плавно регулировать свет.
Цена на электроэнергию в Европе несколько выше, чем на отечественных просторах, и как раз из-за этого там снискали популярность светодиодные лампочки. Секрет их популярности прост: они крайне экономичны и служат верой и правдой около тридцати лет, безопасны и… очень дорогие, потому-то они у нас и не прижились.
Но не стоит забывать, что люстра, кроме освещения, должна дарить ещё и комфорт. Освещение является крайне важным аспектом, от которого зависит не только вид интерьера в целом, но и Ваши ощущения от пребывания в такой комнате. ещё одним немаловажным моментом является, можно сказать, «национальная проблема», заключающаяся в подборе светильника уже во время финального этапа отделки помещения. Основной ремонт практически вышел на финишную прямую, финансовые запасы почти на нуле, и экономить мы начинаем на люстрах да выключателях, покупаемых на последние копейки. Учтите, что прежде, чем браться за отделку комнаты, следует продумать освещение. Возьмём, к примеру, помещение с площадью 42 м². Поверьте без проверки, осветить его с помощью одной люстры, пусть даже очень мощной, практически нереально. Именно по этой причине размещение проводки, выключателей и розеток должно быть запланировано ещё на этапе подготовки стен к поклейке обоев, и ничуть не позже, так как это может существенно затруднить проведение Вашего ремонта, особенно если люстра, висящая в центре комнаты, Вас чем-то не устроит.
Разобравшись с малоинтересными техническими подробностями, перейдём в мир удивительного и прекрасного – в мир законодателей люстровой моды. Как правило, на отечественном рынке моду задают светильники родом из Италии, а также Испании. Мы уже привыкли к тому, что практически во всех сферах господствует мода, навязанная итальянцами. Не минула эта участь и мир светильников, где итальянцы серьёзно преуспели в интерьерном и техническом освещении. Каждый год знаменитые фабрики Италии выпускают в мир огромное количество новшеств, разных ценовых категорий и различных стилей. Итальянское освещение для интерьера по праву можно считать одним из наиболее удачных, поэтому и самых популярных. Разнообразие испанских светильников несколько беднее, однако, ценовая политика двух этих производителей приблизительно одинакова. Не стоит забывать тот факт, что существуют изделия популярных марок, высокая цена на которые обусловлена не только высоким качеством, но ещё и громким именем. Так что покупая «именитую» люстру, готовьтесь к тому, что к её реальной стоимости придётся добавить ещё 20-3% «именных». Однако не нужно сбрасывать со счетов менее известных «собратьев», качество которых тоже весьма и весьма высоко, но поскольку они ещё не знамениты, то переплачивать Вам не придётся.
Ныне среди потребителей устоялось мнение, что сделанная в Чехии хрустальная люстра не является пределом дизайнерской мысли и совершенства. По этой причине они и стали более переборчивы, но пока что не все. Главным стереотипом большинства покупателей является неверное представление о ценовой политике – мол, итальянские люстры непомерно дороги, что в корне неверно. Сейчас совершенно спокойно можно приобрести недорогую люстру, на которой будет написано made in Italy.
В принципе, большинство покупателей нередко бывает возмущено высокими ценами на европейские люстры, при этом покупка дорогой мебели – это совершенно нормально, но вот дорогого светильника – нонсенс.
Ещё один потребительский стереотип – китайские светильники годятся разве что для освещения подъездов (всё равно ведь вандалы раскурочат через день-другой). Но и тут они глубоко заблуждаются – светильники китайского производства тоже могут быть сделанными «на совесть», однако и стоят они ничуть не дешевле, нежели их европейские аналоги. Но увы и ах, продающиеся в отечественных магазинах китайские светильники обладают препаршивейшим качеством, а красное китайское стекло уже после полутора месяцев использования становится грязно-белым.